Горобець І.В.,
старший викладач
КСГДМВ
Модуль 1. Инновационная культура: понятие, структура, перспективы развития
Понятийный аппарат лекции:
Инновация (или нововведение) – реализованное новшество независимо от сферы применения (И. Шумпетер и Г. Менш)
Инновация – введение (инфильтрация) некоторых элементов одной культуры в другую.
Инноватика (междисциплинарная область научного знания) - это наука о том, какими должны быть технологии создания новых вещей (в широком смысле слова) и каковы те социальные, технические, экономические, психологические и иные предпосылки, которые обеспечивают повышение эффективности таких инновационных технологий.
Педагогическая инноватика - сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Одной из важных задач современной педагогической инноватики, является отбор, изучение и классификация нововведений, знание которой совершенно необходимо современному педагогу, прежде всего для того, чтобы разбираться в объекте развития школы, выявить всестороннюю характеристику осваиваемого новшества, понять то общее, что объединяет его с другими, и то особенное, что отличает его от других новшеств.
Инновационная культура - исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. Представляя собой исторически адаптированную в конкретном социуме структуру моделей и алгоритмов инновационных действий, И.К. играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов.
Функции инновационной культуры:
1. Трансляционная функция И.К. связана с передачей из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее устоявшихся типов инновационного поведения, которые прошли длительную апробацию и приобрели ценностную окраску в рамках данного общества.
2. Селекционная функция И.К. раскрывается в процессе отбора вновь созданных либо заимствованных инновационных поведенческих моделей, в наибольшей степени отвечающих потребностям общества на определенном этапе его развития.
3. Инновационная функция раскрывает креативные возможности описываемого социокультурного механизма, проявляющие себя в выработке новых типов инновационного поведения на основе образцов инновационной деятельности, которые возникли внутри самой культуры либо были привиты извне. Качество выполнения инновационной функции определяется степенью органичности институционализируемых И.К. поведенческих моделей по отношению к сложившейся в данном обществе структуре экономических, политических, культурных и иных отношений.
Принципы системного подхода к инновационной деятельности:
а) единство инновативности и традиционности (общекультурный принцип преемственности) (основная задача инновационной культуры - задаче по достижению своеобразной инновационной «экодинамики», т.е. поиска оптимального (в конкретно-историческом плане) равновесия между старым (прошлым, «классикой»), современным (настоящим, «модерном») и новым (будущим, «футуромом»). А поскольку порог инновационной восприимчивости у старого, современного и нового неодинаков, постольку инновативное “сечение” этого многомерного пространства в заданных конкретно-исторических параметрах (социальных, экономических, политических, технических, религиозных, информационных и т.д.) приводит к неравномерному изменению энергетического потенциала каждого из взаимозависимых элементов этой триады. Иными словами, всякая инновация как разновидность нормативной (культурной) девиации провоцирует отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового. При этом, однако, сохранение идентичности социокультурной системы в целом оказывается возможным именно как такой триединой. целостной взаимообусловленности).
б) важнейший принцип – первичность целого по отношению к составляющим его частям. Для инновационной системы как целостности (сущностная характеристика которой - новизна) такими её частями являются старое, современное и новое. Именно динамическое единство старого, современного и нового является первичным по отношению к каждому из этих элементов (в т.ч. новому!) и обеспечивает оптимальное функционирование инновационного комплекса в целом;
в) принцип неаддитивности (несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов) применительно к инноватике проявляется в нетождественности характеристик старого, современного и нового(!), как частей инновационного объекта, его доминантным характеристикам как целостности. Так, либерализацию экономики нельзя сводить к свободной купле-продаже государственной собственности (новое), поскольку подлинная свобода – это та, которая способствует благу всех, что отнюдь не является следствием приватизации;
г) принцип синергичности (однонаправленность действий элементов системы усиливает эффективность функционирования всей системы) обусловливает необходимость поиска баланса целей старого, современного и нового в едином инновационном комплексе с сохранением сущностного отличия (новизны);
д) принцип эмерджентности (неполного совпадения целей системы с целями её компонентов) при осуществлении инновационного проекта требует построения именно дерева целей (иерархии параметров) для системы в целом и каждой её составной части;
е) при проектировании инновационных систем следует учитывать принцип мультипликативности, означающий, что эффекты функционирования компонентов в системе (положительные и отрицательные) обладают свойством умножения, а не сложения (например, вероятность безотказной работы компьютерной сети равна произведению вероятностей безотказной работы её компонентов);
ж) принцип структурности предполагает, что оптимальная структура инновации должна иметь минимальное количество компонентов; вместе с тем эти компоненты в полной мере должны выполнять заданные функции и сохранять доминантные свойства инновационной системы, т.е. те, которые обеспечивают ее новизну;
з) при этом структура системной инновации должна быть мобильной, т.е. легко адаптируемой к изменяющимся требованиям и целям, что вытекает из принципа адаптивности;
и) эффективное инновационное проектирование предполагает также в качестве обязательного условия реализацию принципа альтернативности, согласно которому необходима разработка нескольких взаимозаменяемых инновационных версий. Например, чем выше неопределённость ситуации на предполагаемом рынке сбыта или его сегментах, тем больше должно быть вариантов альтернативного развития (количества версий, форм внедрения, тиражирования и т.п.) проектируемой инновации;
к) наконец, принцип преемственности требует обеспечения возможностей для продуктивного существования старого в соответствующем инновационном пространстве и, наоборот, эффективного функционирования нового в условиях сохраняющегося старого.
Инновационный потенциал - способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.); инновационный потенциал – это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.
Составляющие структуры инновационного потенциала:
1.Ресурсная - "плацдарм" для формирования инновационного потенциала. Включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. (материально-технические ресурсы, являясь "вещественной основой, определяют технико-технологическую базу потенциала, которая в последствии будет влиять на масштабы и темпы и нновационной деятельности"; информационный ресурс (такие ее активные формы как базы знаний, модели, алгоритмы, программы, проекты и т.д.) подобно ферменту переводит материальные факторы из латентного состояния в активное. Данный вид ресурсов, в отличие от прочих, практически неисчерпаем. С развитием общества и активизацией использования знаний, запасы информационного ресурса не уменьшаются, а, напротив, увеличиваются. Финансовые ресурсы входят в состав ресурсной составляющей инновационного потенциала как органическое единство наличных ресурсов и неиспользованных возможностей их альтернативного вложения. Таким образом, они характеризуются той совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. При этом объём финансовых ресурсов отображает финансовую мощь, способность системы принимать участие в создании материальных благ и предоставлении услуг. Однако, помимо обеспечивающей функции финансовые ресурсы выполняют и страховую функцию, непосредственным образом дублируя, а также измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала. Таким образом, значение этого ресурса неоднозначноно. Человеческий ресурс (капитал, фактор), который не просто выполняет обеспечивающую функцию (как все предыдущие), а выступает главной креативной силой, так как всё рождается именно в головах людей. Следует отметить, что указанная компонента – это не собственно живые люди и не знания сами по себе. Это совокупность проинвестированных общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, не отделимы от него и практически используются в повседневной жизни.
2. результативная составляющая, которая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Таким образом, она – своего рода целевая характеристика инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами результативная составляющая, сама, являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования, как инновационного потенциала, так и системы в целом.
3. Третьей составляющей инновационного потенциала, является внутренняя составляющая– так называемый "рычаг", обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. Её можно охарактеризовать через процессы создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом.
Пути формирования инновационной культуры:
- разработка механизма формирования конструктивного отношения в обществе к нововведениям как особо значимой личной и общественной ценности (создание благоприятного инновационного климата в обществе, формирование инновационной толерантности и восприимчивости);
-распознавание инновационно одарённых детей, развитие их активности, умения адаптироваться к сложностям окружающего мира
- развитие творческих способностей;
- реализация креативного потенциала самого человека – её субъекта
- наличие мощного организационно-управленческого и правового импульса в государстве
Социально-профессиональный и социально-психологический механизм инновационной культуры
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон України "Про інноваційну діяльність" // Відомості Верховної Ради України. – 2002. – № 36. – Ст. 266.
2. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – 575с.
3. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура //Наука и наукознание. – 2001. – №2. – с. 54-65.
4. Словарь русского языка: В 4 т. /РАН; Ин-т лингвист исследований; Гл. ред. А.П. Евгеньева. — 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. язык: полиграф ресурсы. Т. 3: П-Р. / ред. Е. А. Иванникова. – 1999. – 749с.
5. Толковый словарь русского языка/Сост. В. В. Виноградов и др.; под ред. Ушакова Д. Н. – М.: Русские словари. Т. 3: П – РЯШКА. – 1994. – 714с.
6. Добров Г.М., Тонкаль В.Е., Савельев А.А. и др. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. – К.: «Наукова думка», 1987. – 347с.
Вопросы и задания к теме:
1.Как Вы понимаете содержание понятия «инновационная культура»?
2.Прокомментируйте функции инновационной культуры.
3.В чем заключаются особенности каждого из принципов инновационной культуры? Прокомментируйте один из них (по выбору слушателя)
4.Дайте понятие инновационного потенциала, прокомментируйте его составляющие.
5.Назовите пути формирования инновационного потенциала, какие пути реализуются в Вашем учебном заведении ?
6.Предложите проект реализации задач инновационной культуры в Вашем учебном заведении.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
1.Инновационная культура - исторически сложившаяся, устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности.
ОтветитьУдалитьЛюдмила Лазоренко
Функции инновационной культуры находятся в тесном единстве между собой и засисят от структуры экономических, политических,культурных отношений.Хотелось бы прокомментировать принцип единства инновативности и традиционности.Инновация тесно связана с прошлым,с "классикой".В связи с развитием общества,его потребностей,происходит отторжение прошлого и создание новой оболочки для него- инновации.Можно даже сказать,что действует вечный закон философии-" отрицание отрицания".Инновационный потенциал-это способность изменения уже сложившегося порядка вещей в новое состояние в связи с новыми возникающими потребностями.Составляющие инновационного потенциала-ресурсная,внутренняя составляющая,результативная.На первое место я бы поставила внутреннюю составляющую -"рычаг",т.к. без правильного управления не могут рентабельно использоваться ресурсы и,соответственно,низким будет показатель результативной составляющей.
ОтветитьУдалитьСавина И.А
К сожалению, в нашем обществе наблюдается тот факт, что система образования не отражает в полной мере динамику изменения общечеловеческих ценностей. Общество чувствует, что ценности сменились, но цели воспитания, к сожалению, запаздывают. Этим и объясняются серьезные проблемы в нравственной и правовой культуре людей. Решение проблемы требует правильной организации нравственно-правового воспитания в системе непрерывного образования в школах с инновационной культурой.
ОтветитьУдалитьКисель Елена
Всякая система функционирует в соответствии с принципом развиваемости, а он действует через принцип постановки новых задач. Я считаю, что функционирование информационного пространства для учеников на основе всех принципов инновацонной деятельности требует насыщения новыми информационными продуктами и компьютерными техноологиями. В результате все принципы работают на главный (по моему мнению): принцип целостности, или единства. Благодаря своей целостности информационное пространство имеет больше возможностей для достижения цели (донесение целостной информации учащимся).
ОтветитьУдалить